Закон о банкротстве физических лиц

В самом конце минувшего года был подписан федеральный закон о банкротстве физических лиц, определяющий особенности реабилитационных процедур, применяемых в отношении граждан, не имеющих возможности заплатить по своим долгам. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 476-ФЗ утверждает порядок рассмотрения дел о банкротстве граждан, регулирует процедуру и условия реструктуризации долгов гражданина, реализации их имущества и определяет последствия банкротства. Закон вступит в силу уже с 1 июля 2015 года.

Кто может быть признан банкротом и что это дает

Заявить о признании гражданина банкротом можно, если требования к нему составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев. Сделать это может как сам должник-заемщик, так и его кредиторы. Заявление о признании гражданина несостоятельным (банкротом) подается в суд по месту жительства гражданина. В заявлении должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности гражданина.

Сам гражданин вправе подать в суд заявление о признании его банкротом при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства в установленный срок. При этом он обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований кредиторов приводит к невозможности исполнения обязательств перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей.

Дело о банкротстве гражданина также может быть возбуждено после его смерти или объявления его умершим.Данное дело может быть возбуждено по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа. Права и обязанности гражданина в деле о его банкротстве в случае его смерти или объявления его умершим осуществляют наследники гражданина, а до их определения осуществляет исполнитель завещания или нотариус по месту открытия наследства.

Равным образом может быть признан банкротом и индивидуальный предприниматель. После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов.

Требования же о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, либо не заявленные в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу. В течение пяти лет с даты признания индивидуального предпринимателя банкротом дело о банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина.

Введение в отношении гражданина процедур банкротства позволяет обезопасить интересы его кредиторов путем составления и обеспечения графика погашения долгов, а также посредством продажи имущества должника в счет погашения этих долгов. С другой стороны банкротство способно сохранить имущественное положение самого должника. Так, с даты вынесения судом определения о признании гражданина банкротом вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по всем денежным обязательствам и обязательным платежам.

Реабилитационные процедуры

При банкротстве могут быть применены следующие меры – реструктуризация долгов, продажа имущества должника и мировое соглашение. Имеет смысл более подробно рассмотреть первые две процедуры. В случае реструктуризации составляется специальный план, содержащий сведения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов.

Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может превышать три года. Составление данного плана возможно исключительно в том случае, если гражданин имеет источник дохода. Кроме того, гражданин не должен иметь непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики не признаваться банкротом в течение пяти лет. Соглашения об отказе гражданина от подготовки и представления плана реструктуризации его долгов являются ничтожными.

Все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве.

При невозможности реализации плана погашения долгов суд выносит решение о признании гражданина банкротом и введит процедуру реализации его имущества. Реализация имущества осуществляется в срок не более чем шесть месяцев.

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина, составляет конкурсную массу.  В нее не входит лишь личное имущество должника. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы, не может превышать десять тысяч рублей. В конкурсную массу может включаться имущество гражданина, составляющее его долю в общем имуществе, и кредитор вправе предъявить требование о выделе доли гражданина в общем имуществе для обращения на нее взыскания.

С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично. В свою очередь сделки, совершенные гражданином лично в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, являются ничтожными.

Все имущество реализуется на торгах, а полученные средства идут на погашение долгов. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества гражданина, также считаются погашенными. После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований.

Плюсы и минусы реструктуризации

Введение реструктуризации влечет для гражданина-банкрота ряд благоприятных последствий. В частности, с даты вынесения судом соответствующего определения прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей.

Одновременно приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина. Исключение здесь составляют исполнительные документы по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о взыскании алиментов, а также по требованиям об обращении взыскания на заложенное жилое помещение.

Приостановление исполнительного производства имеет практическое значение – производится снятие арестов с имущества должника – гражданина и ИП, а также иных ограничений распоряжения этим имуществом. Пристав вправе не снимать арест лишь с имущества, стоимость которого не превышает размер задолженности, необходимый для исполнения требований исполнительных документов, исполнительное производство по которым не приостанавливается. Причем с даты утверждения плана реструктуризации долгов гражданина, новые аресты на это имущество и иные ограничения распоряжения этим имуществом могут быть наложены только в рамках дела о несостоятельности.

Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения. При этом с даты введения реструктуризации задолженность перед кредитором - кредитной организацией признается безнадежной задолженностью.

После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов. Освобождение от обязательств не допускается, если гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство.

С другой стороны в ходе реструктуризации долгов гражданина вводится ряд ограничений на совершаемые им действия. Так, он может совершать все значимые сделки только с выраженного в письменной форме предварительного согласия финансового управляющего. С даты введения реструктуризации долгов гражданина он не вправе вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц, а также совершать безвозмездные для гражданина сделки.

Последствия банкротства

Во-первых, банкротство влечет для граждан возникновение определенных ограничений на совершение юридически значимых действий. Например, в течение пяти лет с даты признания гражданина банкротом он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и договорам займа без указания на факт своего банкротства.

В течение пяти лет с даты признания гражданина банкротом дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина. В противном случае правило об освобождении гражданина от обязательств не применяется. Неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, могут быть предъявлены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Также в течение трех лет гражданин, объявленный банкротом, не может занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом. Что касается банкрота-индивидуального предпринимателя, то в течение пяти лет с даты признания его банкротом он не вправе осуществлять вообще любую предпринимательскую деятельность.

Во-вторых, возможны ограничения и личных, неимущественных прав. Так, в случае признания гражданина банкротом суд вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации. Временное ограничение права на выезд действует до даты вынесения определения о завершении или прекращении производства по делу о банкротстве гражданина. Правда, при наличии уважительной причины, по которой требуется выезд гражданина из страны, с учетом мнения кредиторов и финансового управляющего суд вправе досрочно отменить временное ограничение права на выезд.

Ответственность за фиктивное банкротство

Закон вводит административную ответственность физических лиц за так называемое фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление о своей несостоятельности. Данное правонарушение повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

То же самое наказание предусмотрено и за преднамеренное банкротство, то есть совершение действий, заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.

Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении или иной информации об имуществе обойдется гражданам штрафом в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Одновременно вводится ответственность за незаконное воспрепятствование гражданином деятельности арбитражного управляющего, утвержденного судом в деле о банкротстве, включая уклонение или отказ от предоставления информации. Штраф составит до 3 тысяч рублей. ИП за то же деяние заплатит уже десять тысяч рублей.

Единая методика оценки ремонта в ОСАГО добавит 10-15% убыточности страховщикам

Единая методика оценки ремонта в ОСАГО добавит 10-15% убыточности страховщикам - гендиректор Росгосстраха

25 Декабря 2014

Переход на работу по единой методике оценки восстановительного ремонта в ОСАГО приведет к увеличению размера средней выплаты по имущественному ущербу на 10-15%, сообщил в интервью агентству "Интерфакс-АФИ" генеральный директор ОАО "Росгосстрах" ( MOEX: RGSC) Дмитрий Маркаров.

Он убежден, что появление этого технического документа пресечет целый ряд споров между экспертами, страховщиками и водителями, дестимулирует страховых мошенников, спекулировавших прежде на арбитраже ремонтных оценок.

Появление единой методики означает, что все заинтересованные стороны при определении справедливой стоимости восстановительного ремонта обязаны с ней сверяться. "Допустим, водитель не согласен с оценкой страховщика ОСАГО по стоимости ремонта. Оценку страховщик ОСАГО проводит за свой счет, но закон оставляет водителю право перепроверить оценку и оплатить в этой связи услуги своего эксперта-техника. Если все работают в рамках единой методики, результат у разных оценщиков должен получаться более или менее одинаковым. Отклонение допускается единой методикой в рамках погрешности в 10%. Так вот, если такое отклонение составит, например, 20%, есть основания оспаривать оценку страховщика, в том числе в суде. Если расхождение не превышает 10%, такое заявление суд даже не примет к рассмотрению. Представьте, при повторной оценке по инициативе водителя у эксперта получится сумма к выплате меньше, спор на этом окажется исчерпанным", - отметил Д.Маркаров.

Есть тонкость: согласно прошлой редакции закона об ОСАГО, оценкой ущерба на транспорте могли заниматься не только эксперты-техники, сказал гендиректор ОАО "Росгосстрах". "Эти услуги оказывали оценщики, которые вообще руководствовались другим законом - об оценочной деятельности. Теперь расчет стоимости восстановительного ремонта на транспорте может проводить только сертифицированный эксперт по единой методике. Оценщик, впрочем, может привлекаться для расчета ущерба, например, при наезде транспортного средства на неподвижное препятствие, допустим на забор. Но не в случае ДТП, не при оценке стоимости ремонта транспортного средства. Таким образом, разнобой экспертов и методик уходит в прошлое", - считает он.

Первого октября была утверждена методика, с 17 октября она вступила в силу, к началу декабря в расчетные информационные продукты, которыми пользуются страховщики и эксперты-техники, были интегрированы ценовые справочники. Они будут регулярно обновляться, напомнил Д.Маркаров.

Методика оценки ущерба на автотранспорте разрабатывалась под эгидой Российского союза автостраховщиков, она утверждена Центробанком и зарегистрирована Минюстом РФ.

 http://www.interfax.ru/

Порядок обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

В связи  со  вступлением   в   силу   Федерального   закона  от  21.07.2014  №   225-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» внесены изменения в работу комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

     В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).

    Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

    Таким образом, в настоящее время с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в Комиссию с целью оспаривания результатов определения кадастровой стоимости могут обращаться юридические и физические лица по следующим объектам недвижимости:

  • объекты капитального строительства (здания, строения, сооружения), утвержденных приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 24.09.2012 № 133-П;
  • земельные участки водного фонда на территории Челябинской области, утвержденных приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 22.02.2013 № 27-П;
  • земельные участки сельскохозяйственного назначения на территории  Челябинской области (за исключением садоводческих, огороднических и дачных объединений), утвержденных приказом  Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 21.03.2013 № 47-П;
  • земельные участки садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Челябинской области из состава земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 15.01.2014 № 2-П; земельные участки промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального значения, утвержденные приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 18.11.2014 № 279-П.

   Обращаем внимание, что для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде обязательным является предварительное обращение в комиссию по следующим категориям земель:

- земли населенных пунктов;

-земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

- земли особо охраняемых территорий и объектов; земельные участки промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального значения.

   Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

    Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

    Также внесены изменения по перечню предоставляемых документов к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости:

1. Кадастровый паспорт объекта недвижимости заменен на кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости;

2. Отчет об оценке и положительное экспертное заключение предоставляются на бумажном носителе и в форме электронного документа.

   

Новый Федеральный закон об ОСАГО (изменения 2014 г.)

Новый федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (редакция 2014 года).

Напомним, что новый закон об ОСАГО принят Госдумой 4.07.2014 года, одобрен Советом Федерации РФ 9.07.2014 года и подписан Президентом России. Основные поправки и все нововведения вступают в силу с 01 октября 2014 года. Наше интернет издание публикует основные изменения, которые ждут водителей в связи с принятием нового закона. «Об обязательном страховании гражданской ответственности». Также традиционно предлагаем Вам ответы на самые распространенные вопросы, которые могут возникать в участников дорожного движения.

 Главные нововведения - это увеличение выплат по ущербу в результате ДТП. Так с 1.10.2014 года максимальный лимит выплаты вырастет с 120,000 рублей до 400,000. Также с 1.04.2015 года вступают в силу поправки в закон об Осаго, предусматривающие увеличение выплаты пострадавшим в ДТП, которые получили ущерб здоровью. Так вместо нынешнего максимума в 160,000 рублей выплата вырастет до 500,000 рублей.

К сожалению, увеличение данных выплат не панацея, так как по многим страховым случаям, которые зафиксированы за последние годы, данные суммы не перекроют все затраты пострадавших. По мнению регулятора рынка страхования (Центральный Банк РФ) самая оптимальная максимальная сумма выплаты за ущерб должна составлять около 2 млн. рублей. Но на этот шаг Правительство не может пойти, так как в таком случае стоимость полиса будет составлять очень большую сумму, что не приемлемо.

 Второе главное новшество в новом законе об ОСАГО 2014 года - это снижение максимального износа деталей автомобиля. Напомним, в настоящий момент максимальный износ деталей, которые учитываются при расчёте страховой выплаты, составляет всего 50 процентов, что и приводит к небольшой выплате в случае аварии. Часто размер выплаты не хватает даже не часть работ по ремонту автомашины. Отныне максимальный износ деталей, который будет учитываться при расчёте возмещения ущерба, составит 80 процентов.

 Третье нововведение это индексация тарифа страховой премии, которую водитель уплачивает страховой компании. Примечательно, что отныне предусмотрена ежегодная индексация базового тарифа полиса ОСАГО. Скорее всего, каждый год нас ждет подорожание стоимости полиса. Минимальное подорожание будет происходить на величину инфляции. Единственное ограничение, которое предусматривает новый закон, это увеличение стоимости полиса может происходить не чаще чем один раз в год и в пределах установленного коридора цен. Базовый тариф, минимальные и максимальные ставки стоимости полиса ОСАГО устанавливает Центральный Банк РФ.

 "Так что уже осенью этого года нас ждет увеличение базового тарифа на 25-28 процентов. Напомним, что в настоящий момент тариф без учета различных коэффициентов и бонус-малус, составляет 1980 рублей." 

 В том числе новый закон об ОСАГО увеличивает сумму ущерба в результате ДТП, которое можно оформить без участия сотрудников Госавтоинспекции. Сегодня упрощенный порядок оформления аварии (без участия ГИБДД) возможен только в том случае, если ущерб не превышает 25,000 рублей и в аварии не пострадали люди, и в ДТП участвует два автомобиля.

 С осени лимит ущерба для упрощенного оформления аварии будет увеличен до 50,000 рублей.

Примечательно, что для некоторых крупных городов ввели увеличенную максимальную сумму ущерба, по которой аварию можно будет оформить без участия сотрудников ГИБДД. Так согласно закону от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ в городах: Москва, Санкт-Петербург, в областях: Московской и Ленинградской, разрешается оформление аварии без участия сотрудников ДПС, если сумма ущерба имуществу не превышает 400,000 рублей. Однако, для того, чтобы претендовать на выплату необходимо, чтобы авария была зафиксирована фото и видео фиксирующем оборудованием, а также координата ДТП должна быть зафиксирована с помощью GPS или Глонасс навигации.

 Еще одно новшество, которое начнет действовать с осени 2014 года это возможность оформить полиса ОСАГО в электронном виде. Отныне любая страховая компания имеет право продавать электронный полис обязательного страхования гражданской ответственности. В этом случае бумажный полис не выдается, а информация о страхователе вносится в единую информационную базу РСА. Правда остается не ясным, каким образом сотрудники ГИБДД будут проверять наличие у владельца автомобиля, полиса, который оформлен электронным образом.

 В заключение мы решили ответить на самые распространенные вопросы, которые могут возникнуть у всех без исключения автолюбителей, связанные со вступлением в законную силу нового закона об ОСАГО.

 Подлежит ли увеличению страховая выплата с 1 октября 2014 года, если страховой полис куплен по старым тарифам?

Согласно новому закону Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, который вступает в силу 1 октября 2014 года, максимальный размер выплаты, предусмотренный законом, действителен на условиях, действующих на момент приобретения полиса ОСАГО. Поэтому, если Вы купили страховку до вступления в силу нового закона, то предусмотренный максимальный размер ущерба будет составлять тот, который был предусмотрен законодательством на момент покупки полиса.

 Будет ли вместе с тарифом индексироваться максимальный размер выплаты по полису ОСАГО?

В соответствие с новым федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ, в случае индексации тарифа по решению ЦБ РФ, максимальный размер выплаты не индексируется. Увеличение максимальной выплаты по ущербу может происходить только по решению ЦБ и на основании поправок в настоящий закон, которые должны быть приняты Государственной думой РФ, одобрены Советом Федерации и подписаны Главой государства.

 Как оформлять ДТП без участия сотрудников ГИБДД?

Предлагаем полную выдержку из нового закона об ОСАГО, который предусматривает исчерпывающий порядок оформления аварий по упрощенной схеме (без участия Госавтоинспекции).

 "Статья 111. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции

 1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

 а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте "б" настоящего пункта;

 б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;

 в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

 2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

 3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

 Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

 4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей.

 5. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции ограничение по размеру страховой выплаты, предусмотренное пунктом 4 настоящей статьи, не применяется и страховая выплата осуществляется потерпевшему в пределах страховой суммы, установленной подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона, при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

 6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

 7. Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 8. Потерпевший, получивший страховую выплату на основании настоящей статьи, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей.

 Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховой выплате и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству.";

 Включается ли стоимость независимой экспертизы и оценки ущерба в общую стоимость ущерба?

 Да, согласно закону Об обязательном страхование все затраты связанные с экспертизой и оценкой причинённого ущерба транспортному средству в последующем включается в общую сумму ущерба, которая подлежит выплате пострадавшей стороне.

 Какие виды возмещения ущерба предусмотрены страховыми компаниями?

Страховая организация, может выплатить ущерб в виде денежных средств, путем зачисления суммы на расчетный счет потерпевшего или в операционной кассе страховой компании, либо получить натуральное возмещение путем ремонта автомобиля в специализированном автосервисе, с которым у страховой компании заключен соответствующий договор. 

 Внимание!!! Страховая компания не вправе Вам навязывать вид возмещения ущерба. В каком виде получить возмещение выбирает пострадавшая сторона.

Если потерпевший изъявил желание получить возмещение в натуральной форме, то страховщик с момента получения соответствующего заявления обязан направить автомобиль на ремонт в течение 20 рабочих дней.

 В каких случаях страховой компании переходит право требования потерпевшего к виновнику аварии о возмещение причинённого ущерба?

Если виновник аварии:

 а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;

 б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);

 в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;

 г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;

 д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);

 е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);

 ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

 з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

 и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов.

 2. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к оператору технического осмотра, выдавшему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

 В каких случаях пострадавшая сторона имеет право требовать возмещения ущерба со своей страховой компании?

Действующее законодательство предусматривает определенные условия, когда потерпевший может обращаться в свою страховую компанию для получения возмещения ущерба. 

 - В аварии участвовало не больше двух транспортных средств

 оба участника ДТП должны иметь действующий полис ОСАГО

Можно ли в случае несогласия с размером выплаты сразу обращаться в суд о взыскание со страховой компании необходимой суммы?

Согласно новому закону об ОСАГО с осени этого года владелец транспортного средства, который не согласен с оценкой ущерба не вправе сразу подавать иск в судебные органы. Для этого потерпевший сначала должен подать заявление о выплате и дождаться решения страховой компании. В случае несогласия с суммой ущерба потерпевший обязан предъявить страховщику соответствующие претензии с просьбой изменить сумму ущерба. Если и в этом случае страховая компания откажет в выплате необходимой суммы, то пострадавший вправе обратиться с иском в суд.

Автовладельцы теперь смогут не только отремонтировать машину за счет страховой, но и возместить утрату товарной стоимости

Автовладельцы, пострадавшие в ДТП, теперь смогут не только отремонтировать машину за счет страховой, но и возместить утрату товарной стоимости. Такие правила установил Пленум Верховного суда. Нововведения пойдут на пользу клиентам, но при этом увеличат издержки страховых компаний, что может сделать «автогражданку» еще более недоступной.

До сегодняшнего дня утрату товарной стоимости можно было взыскать только в судебном порядке, приравняв ее к вид как вполне объективную категорию оценки. Как поясняется в пункте 29 официального документа, она «представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта».

По мнению правозащитников, необходимость в таких выплатах назревала достаточно давно. Ведь ни для кого не секрет, что «битое» авто оценивается на рынке намного дешевле целого.

«Я сам попадал в аварию в 2005 году. Тогда в результате сильного удара сзади случилась деформация кузова. Напомню, есть простой способ узнать – побывал ли автомобиль в ДТП: измерить, равны ли диагонали кузова – понятно, что получить идеальную геометрию после таких вещей не получится, – рассказывает автоюрист Юрий Панченко. – Через суд мне удалось взыскать утраченную товарную стоимость в размере 10 тысяч рублей. Когда через год я решил продать машину, пришлось сбросить в два раза больше. В итоге разницу я не покрыл».

Тем временем некоторые юристы считают утрату товарной стоимости достаточно размытым понятием, ведь во главу угла этот вопрос ставится только при продаже авто. Причем не все покупатели проверяют авто на наличие ДТП, а некоторые автовладельцы и вовсе не собираются расставаться с битой машиной. «Данные выплаты не идут в счет ремонта авто, разве что могут быть потрачены на различный тюнинг. Также это может быть своего рода компенсацией морального вреда», - отмечает генеральный директор компании «ГлавСтрахКонтроль» Анна Бицько.

Помимо этого Верховный суд счел необходимым включить в возмещения по ОСАГО еще и повреждение груза, который перевозил автомобиль. Плюс ко всему под страховку попадает любое имущество, пострадавшее в результате аварии, будь то сломанная ограда или помятая клумба. «Повреждение имущества, находящегося в пострадавшем автомобиле, и имущества, причастного к дорожному движению, происходит нередко. По нашей оценке, примерно в 30% ДТП, но процент заявлений этих случаев находится на более низкой отметке», – рассказал руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров.

Также законом закреплен обязательный претензионный порядок: пострадавший должен сначала обратиться в страховую и только потом бежать в суд. Документ устанавливает порядок действий, более жесткие сроки, конкретизирует условия обжалования. «Неукоснительная реализация решений Пленума Верховного суда позволит сделать процесс урегулирования убытков еще более цивилизованными, а выплаты – в полной мере соответствующими закону, а значит – справедливыми. Полагаем, что выполнение принятых пленумом решений позволит резко снизить социальную напряженность, существенно разгрузит суды. Наконец, минимизируется активность так называемых автоюристов, которые действуют в первую очередь в собственных интересах, а не в интересах автовладельцев», – подчеркнул президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорья Юргенс.

Страховое сообщество в целом отреагировало на постановление позитивно. Однако самые ожидаемые для автомобилистов решения были восприняты в штыки. «К сожалению, оставлено в силе решение о присуждении выплат по утрате товарной стоимости, хотя само понятие УТС не сформулировано в российском законодательстве. Таким образом, практически любая страховая выплата может быть оспорена из-за «неправильного», по мнению потерпевшего, расчета утраты товарной стоимости», – заявил Игорь Юргенс.

Игроки рынка напрямую говорят, что нововведение должно найти свое отражение в тарифах, повышение которых должно составить порядка 100%. Кроме того, с 1 апреля текущего года увеличивается максимальный лимит выплат по «жизни и здоровью» по ОСАГО – со 160 до 500 тысяч рублей по одному пострадавшему.

«Что касается названных решений ВС РФ в целом, то они, несомненно, будут способствовать эскалации кризисных проблем в ОСАГО и приведут к дополнительным убыткам. Новые риски, которые страховщиков обязали компенсировать, не просчитаны и не включены в тариф», – отмечает директор дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.

Таким образом, по опасениям экспертов, может повториться недавняя история, когда страховые компании отказывали в продаже ОСАГО отдельным категориям автомобилистов, всячески затягивали этот процесс или навязывали допуслуги.

Мелкие ДТП отдадут в руки страховщиков

ГИБДД могут освободить от оформления мелких дорожно-транспортных происшествий. Об этом изменении в рамках реформы МВД заявил глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев. Предполагается, что вместо инспекторов подобными делами будут заниматься сами страховые компании.

Основная задача этой инициативы - перераспределить функции должным образом. Сотрудники ГИБДД, считает Васильев, должны заниматься регулированием движения и по возможности предотвращать правонарушения на дорогах. Сейчас же они вынуждены порой часами добираться до мест ДТП из-за небольших повреждений автомобилей. Такая трата времени не на руку и самим пострадавшим.

Подробнее: Мелкие ДТП отдадут в руки страховщиков